Снижение специфических рисков внедрения и использования виртуализации с привлечением лучших практик ITSM

Теги: ITSM

Цель статьи – проведение анализа того, как использование лучших практик ITSM (ITIL) снижает риски успешной виртуализации средних и крупных ИТ-инфраструктур.

Введение

В период значительного сокращения бюджетов ИТ-менеджеры больше внимания стали уделять сокращению издержек и  повышению общей эффективности использования информационных технологий. В этой связи особую актуальность приобрели два, на первый взгляд, несвязанных направления ИТ, такие как виртуализация инфраструктуры и внедрение подходов ITSM. Проанализируем взаимосвязь между этими направлениями и продемонстрируем, как использование лучших практик ITSM может способствовать снижению рисков, связанных с внедрением виртуализации.
 Виртуализация: какие выгоды предоставляет и какие риски несетВиртуализация в широком смысле - это отделение деталей реализации объекта от его фактического представления. В информационных технологиях под виртуализацией принято понимать разделение компьютерных ресурсов для минимизации зависимостей между ними.
На сегодняшний день достаточно широко используется виртуализация серверов (отделение операционной системы от уровня аппаратной платформы), рабочих станций (предоставление пользователю виртуальной машины), приложений (создание изолированной среды для работы приложений, включающей специфические системные компоненты) и представлений (изолирование процесса обработки информации от ее графического представления).
Успешное  внедрение технологии виртуализации приносит неоспоримые выгоды:
• Сокращение затрат на оборудование (как следствие, сокращение затрат на аренду площадей, электропитание, охлаждение и обслуживание)
• Повышение доступности систем и приложений
• Уменьшение времени развертывания
• Упрощение создания тестовых сред
Вместе с тем, неподготовленное внедрение виртуализации может повлечь за собой ощутимые издержки, т.к. интеграция виртуальной среды в существующую инфраструктуру требует серьезного стратегического и тактического планирования.
Далее сконцентрируемся на рассмотрении инфраструктуры предприятий среднего и крупного бизнеса, где приводимые ниже доводы будут более очевидными и ощутимыми. Проанализируем  негативные последствия, которые может повлечь за собой не спланированное применение технологии виртуализации.
Виртуализация расширяет возможности по манипуляции активами: дает возможность быстро создавать, изменять, развертывать  и перемещать виртуальные активы в виде отдельных приложений, серверов и целых систем. Однако без должного учета этих операций существует риск очень скоро потерять контроль над инфраструктурой. Неконтролируемые манипуляции с виртуальными активами увеличивают нагрузку на оборудование и каналы связи, повышают риски, связанные с безопасностью.
Стоимость владения каждой виртуальной машиной включает в себя стоимость хранения, стоимость владения операционной системой и приложениями, средствами мониторинга, затрат на поддержку, управление и резервное копирование. Таким образом, очевидно, что бесконтрольный рост виртуальной инфраструктуры ведет к бесконтрольному и многократному увеличению расходов на ее содержание. Внедрением виртуализации ИТ-подразделения стремятся добиться определенных выгод для бизнеса, повысив качество и понизив стоимость предоставления уже существующих услуг. Далее будет рассмотрено, как следование практикам ITIL помогает достичь поставленных целей.

ITSM, ITIL и их влияние на снижение рисков при внедрении виртуализации

ITSM - это подход к управлению информационными технологиями, как набором услуг, ориентированных на бизнес-потребителей. ITIL – это библиотека рекомендаций, описывающая аспекты практического применения подхода ITSM.
Жизненный цикл ИТ-услуги логически можно разделить на две составляющие: создание и эксплуатация. На этапе создания услуги необходимо ответить на следующие вопросы: зачем нужна услуга, с использованием каких технологий она будет предоставляться, какие мощности будут задействованы, как будет измеряться качество услуги. На этапе эксплуатации проводится оценка качества, контроль возможных изменений, контроль состояния услуги и учет затрат на ее предоставление.
Текущая версия ITIL (рассматривается версия 3) уточняет описанные составляющие и выделяет в жизненном цикле услуг пять фаз: стратегия, проектирование, преобразование, эксплуатация и непрерывное улучшение.
Фаза «стратегия» отвечает за высокоуровневое планирование предоставления услуг: услуги, предлагаемые бизнесу, должны соответствовать стратегии организации. Фаза «проектирование» направлена на создание плана предоставления услуг на уровне определения их структуры. Фаза «преобразование» отвечает за передачу услуг в эксплуатацию. Фаза «эксплуатация» гарантирует, что переданные в эксплуатацию услуги в процессе их использования бизнесом содействуют достижению намеченных целей. Фаза «Постоянное улучшение» - это непрерывный процесс оценки, анализа и совершенствования проектируемых и используемых услуг на всех этапах жизненного цикла.

Стратегическая оценка, определение целей

Одним из аспектов планирования услуги является планирование обеспечивающей ее предоставление инфраструктуры, в нашем случае виртуальной.На данном этапе требуется обосновать необходимость внедрения виртуализации. Определить извлекаемые выгоды и убедиться, что они покрывают предполагаемые затраты. Следует отметить, что любые изменения, вносимые в каталог услуг, предоставляемых ИТ-подразделением  бизнесу должны согласовываться. Однако в данном случае предполагается, что каталог услуг не подвергается изменениям, т.к. виртуализация касается услуг операционного уровня. Поэтому в данном случае согласования потребуют только затраты на внедрение технологии.
Разработка решения. На данном этапе проводится проектирование инфраструктуры с учетом сохранения требований доступности, непрерывности и безопасности к услугам, которые она поддерживает. Проводится анализ и планирование необходимых мощностей. Виртуализация, как технология, дает возможность повысить показатели доступности и непрерывности за счет высвобождения дополнительных мощностей, которые могут быть задействованы для обеспечения резервирования, а также за счет возможности быстрого восстановления  на резервном оборудовании.Таким образом, внедрение виртуализации с одной стороны нуждается в серьезной проработке аспектов непрерывности и доступности, а с другой стороны, улучшает их показатели.

Преобразование

На данном этапе производится ввод решения в эксплуатацию. Выполняется планирование, учет всех составляющих, унификация методов внесения изменений, гарантирующих максимальную скорость и минимальную стоимость их проведения.  Создается тестовая среда для моделирования процесса, а также план отката на случай непредвиденных ситуаций. По завершению этапа проводится анализ.
В результате учтены все компоненты и изменения, внесенные в инфраструктуру, существует четкое представление о том, как изменилась стоимость предоставления услуг.
Заметим, что определение стоимости услуг значительно упрощается за счет разделения ресурсов. Так, например, если до внедрения виртуализации на одном физическом сервере функционировало несколько информационных систем и было не очевидно сколько ресурсов требуется для каждой из них, то разделение информационных систем между виртуальным серверам упрощает эту задачу.

Эксплуатация

После того, как изменения реализованы, требуется постоянный мониторинг уровня предоставления услуг. Информация об отказах в обслуживании может поступать от систем мониторинга, обрабатываться процессом управления событиями, либо направляться в процесс управления инцидентами, и далее, в процесс управления проблемами. Также отказы могут фиксироваться пользователями через службу сервис деск.
В случае услуг, предоставляющихся на основе виртуальной инфраструктуры, использование централизованного мониторинга и управления существенно понижает количество отказов за счет возможности принятия превентивных мер и быстрого восстановления услуги. Предпочтение целесообразно отдавать средствам, поддерживающим наблюдение, как за физической, так и за виртуальной инфраструктурой.

Непрерывное улучшение

Главная цель постоянного улучшения – это адаптация к постоянно меняющимся потребностям бизнеса, дальнейшее повышение эффективности и сокращение затрат за счет оптимизации процедур, описанных выше. Оптимизация виртуальной среды, обеспечивающей бизнес-услуги, может проводиться при помощи специального класса решений Virtual Infrastructure Optimization (VIO). Решения VIO расширяют управляемость виртуальной среды и помогают в планировании ресурсов и производительности.

Итог

Виртуализация - это мощный инструмент, призванный сократить стоимость владения ИТ-ресурсами и повысить их гибкость. Но без должного управления виртуализация рискует, напротив, повысить стоимость и, фактически, парализовать работу ИТ. Избежать этих рисков помогут рекомендации ITIL, позволяющие эффективно управлять информационными технологиями вообще и виртуализацией в частности.

Нет коментариев

Добавить коментарий